Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
24 апреля 2024
Поделиться

Креативные индустрии: всем выйти из тени!

На фестивале Create4 в Кыргызстане представили сервисы управления интеллектуальными правами

Креативные индустрии: всем выйти из тени!

Фото IPChain

Как Create4 стал важнейшим фестивалем креативных индустрий в Центральной Азии? Какую роль цифровые сервисы играют в монетизации творческих процессов и развитии креативной экономики? Зачем ученым и художникам блокчейн? Об этом и многом другом директор представительства Ассоциации IPChain в Кыргызской Республике Ырыс Турсуналиева и заместитель генерального директора, коммерческий директор n`RIS Павел Марченко рассказали в программе «Будь в курсе» на радио «Sputnik Кыргызстан».

20–21 апреля в Кыргызстане прошел четвертый Фестиваль креативных индустрий Create4. В этом году он занял 12 локаций в Бишкеке, 13 в регионах страны и вышел даже за ее пределы – одна из сессий прошла в Ташкенте. Лекции, дискуссии, мастер-классы, хакатоны и круглые столы были рассчитаны на самую широкую аудиторию: от грандов бизнеса до школьников.

Как рассказала директор представительства Ассоциации IPChain в Кыргызской Республике Ырыс Турсуналиева, фестиваль появился после того, как в 2022 году президент Кыргызской Республики подписал указ «О мерах по развитию креативной экономики и созданию условий для прогрессивного развития Кыргызской Республики». Этот документ дал мощный импульс развитию креативных индустрий в Кыргызстане. «Благодаря усилиям государства творцы смогли выйти из тени, начали, с одной стороны, платить налоги, а с другой – пользоваться разумными преференциями. В стране действует Парк креативных индустрий, работа которого регулируется постановлением правительства. Утверждены 72 вида экономической деятельности, которые подпадают под определение креативных индустрий. Действует Ассоциация креативных индустрий», – рассказала Ырыс Турсуналиева.

Одно из мероприятий фестиваля – нетворкинг «Тренды и проблемы кинематографа, цифровые перспективы». В нем принял участие руководитель коммерческого направления n’RIS Павел Марченко: «Нетворкинг – это обмен опытом. На встрече мы представили новые цифровые сервисы, помогающие креаторам настроить рабочий процесс. У нас уже есть пул продуктов, позволяющий фиксировать интеллектуальные права, определять, кому они перейдут, и защищать себя от пиратов».

Так, проект «Гиперграф.Кино» – это CRM-система для кинобизнеса, кроссплатформенное решение, состоящее из нескольких модулей: от работы с каталогами аудиовизуальных произведений до бухгалтерии. «Сценарист, продюсер, прокатчик могут заводить в эту систему все необходимые метаданные. Когда большие кинопрокатные студии хотят продать контент, зачастую им требуется несколько дней, чтобы извлечь всю необходимую информацию из Exel-таблиц. Гиперграф делает это за 30 секунд», – рассказал он.

Второй продукт: цифровое депонирование. Для автора это простейший способ обезопасить себя от воровства его контента. Достаточно перед обнародованием разместить продукт – фильм, роман, фотографию или, например, комплект конструкторской документации в защищенной ячейке сервиса n’RIS. После этого можно смело передавать объект заказчику, публиковать в журнале или выкладывать в социальных сетях. На случай спора у него будет убедительное подтверждение авторства, которое охотно принимается судами.

Наконец, третий продукт – «Антипиратство». Это инструмент на базе нейросетей, который в автоматическом режиме ищет нелегальный контент, прочесывая миллионы сайтов. Администраторам сайтов, провайдерам хостинга и регистраторам доменных имен точно так же автоматически рассылаются досудебные претензии. Если предупреждение не возымело действия, за дело берутся юристы n’RIS, имеющие огромный опыт борьбы с пиратами, будь то в административном или судебном порядке.

Все эти продукты задействуют особую цифровую инфраструктуру интеллектуальной собственности, рассказала Ырыс Турсуналиева: «Блокчейн – это, проще говоря, журнал, в котором фиксируются все события, связанные с объектом интеллектуальных прав: создание произведения, передача лицензии, залог и так далее. Главное его преимущество – гарантии сохранности данных. Запись в блокчейне нельзя изменить. Этот «журнал» доступен заинтересованным пользователям, которые могут легко узнать, кому принадлежит произведение. Крупные правообладатели, например, вузы, могут интегрировать в нашу инфраструктуру свои реестры научных произведений».

Турсуналиева особо подчеркнула надежность n’RIS. Сведения в распределенном реестре не окажутся уничтоженными из-за поломки сервера или неоплаченного хостинга: «В банковских ячейках хранятся золото и бриллианты, а в нашем «реестре реестров» – каталоги объектов интеллектуальных прав. У нас уже свыше 10 узлов, при этом все они связаны между собой».

По словам Ырыс Турсуналиевой, интерес к инфраструктуре постоянно растет не только из-за высокого уровня надежности, гарантий сохранности данных, но и из-за возможности дистанционной работы – через те же сервисы «Гиперграф.Кино», «Антипиратство», «Депонирование».

«Люди тянутся к удобным инструментам, – согласился Павел Марченко. – Поэтому мы и представили их на фестивале. Ведь люди здесь не просто общаются, вдохновляются, узнают что-то новое, но и обсуждают реальные партнерства и сделки, знакомятся с эффективными инструментами для бизнеса».

Марченко также подчеркнул важное достоинство цифровых сервисов управления интеллектуальными правами – снижение операционных, командных и финансовых издержек: «Едва ли стоит опасаться, что автоматизация лишит людей рабочих мест. Скорее человеческие ресурсы можно будет использовать более рационально. Внедрив цифровые инструменты, вы сможете найти сотруднику более сложную и творческую работу».

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше